Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста.

«Единство помогает людям сохранять мир»

Согласно новой концепции Федерального государственного образовательно-го стандарта одной из образовательных задач является:
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Другими словами, мы, педагоги ДОУ, должны в первую очередь воспитывать в детях социокультурную толерантность.
Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.  Поэтому для формирования этих качеств мы поставили следующие задачи:
Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
Воспитать у детей уважительное отношение к людям пожилого возраста, к одиноким и инвалидам, к людям других национальностей.
Что же такое социокультурная толерантность?
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Главными системообразующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются: 
целевые установки;
ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
макро- и микросоциум;
знания о самом себе в различных ролях и статусах;
социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
нравственно-эстетические идеалы;
социокультурные оценки, установки, отношения;
исторический опыт народа;
родной язык.

Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом. 
Основные условия воспитания социокультурной толерантности следующие:
овладение детьми культурой своих предков;
формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
воспитания положительного отношения к культурным различиям;
развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
  В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад  действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников  в процессе работы во время организованной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек и музеев города.
Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится если: 
• воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей старшего 
дошкольного возраста в этом направлении,
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшего дошкольника;
• использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. 
К средствам формирования толерантности можно отнести: 
- традиции; 
- общение; 
- художественная литература; 
- сказки; 
- пословицы и поговорки; 
- национальные куклы; 
- подвижные игры, с использованием национальных атрибутов; 
- проектная деятельность; 
-произведения искусства и др.

Формы воспитания толерантности:
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, такие как:
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
      2) проведение русских народных праздников, например таких как 
     “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
3) русские народные подвижные игры и игры других народов;
4) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов 
толерантного взаимодействия;
        
5) изучение народных праздников людей других национальностей;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
  

7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
            
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы: 
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай, что я загадал?», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплимент»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Мое имя», «Автопортрет», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Подарок для друга»
- регулирование своего поведения: «Терпеливый человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Добрые дела», «Уроки добра»
2. Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций , направленных на  применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
-  воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок другу»;
- воспитание уважения к людям с различными особенностями здоровья, национальностей и рас: «Слепой и поводырь», «Спина к спине», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветик-семицветик», «Для меня Россия начинается здесь», «Удиви меня!»
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
  

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем  разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.  
 Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
  Мероприятия с родителями:
круглый стол;
семейные тренинги ;
тематические недели в ДОУ;
консультации;
«Школа  заботливых родителей»; 
анкетирование
совместные праздники
конкурс «Моя родословная»
конкурсы совместных рисунков
выставки
целевые экскурсии совместно с детьми по микрорайону.
      


Нами разработан социальный  проект «Откроем сердце доброте»  по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантности по отношению к одиноким и пожилым людям.
Современные же дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
 Основная идея проекта -  мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых  людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
 Задачи:
Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные и среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
Ознакомление детей с условиями проживания инвалидов и пожилых людей в доме инвалидов микрорайона Оргтруд города Владимира
Развитие коммуникативных способностей детей, родителей, сотрудников дошкольных образовательного учреждения № 5 в общении с пожилыми  и одинокими людьми.
Воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на высокие духовные ценности, воспитание сочувствия, сопереживания к пожилым и одиноким людям, доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желание помогать и делать добрые дела у всех участников воспитательного процесса.

Данный проект направлен на воспитание у детей дошкольного образовательного учреждения чувства милосердия к взрослым, пожилым и одиноким  людям с ограниченными возможностями посредством проведения для них творческих мероприятий и  оказания коммуникативной, эмоциональной, деятельной поддержки. Необходимо, чтобы современные дети умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.
  В микрорайоне Оргтруд находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором проживает  сто пожилых одиноких людей. Дети дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть вовлечены в работу с такой категорией людей, только тогда мы добьемся того, что все будут ценить и уважать друг друга, бескорыстно заботиться о близких и далеких, научатся сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. Общение с пожилыми людьми дает детям возможность получить  опыт общения с данной категорией людей, а для пожилых людей возможность отстраниться от личных проблем, желание жить, получить эмоциональную поддержку. Мы дадим возможность пожилым и одиноким  чувствовать себя живыми людьми, нужными, полезными и передающими свой опыт. А детям – возможность проявить любовь и милосердие к пожилым людям. 


 Приоритетным направлением нашей работы является вовлечение детей ДОУ  и пожилых и одиноких людей , а также инвалидов в интересную и насыщенную жизнь, расширение их кругозора, общения. В рамках проекта мы стараемся изменить представления детей о пожилых людях, как о больных, беспомощных, ненужных. А пожилых людей привлечь к активному участию в воспитании подрастающего поколения с целью использования их богатого жизненного опыта, творческих способностей для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей. Пожилые люди дома-инвалидов  учат детей народным песням, танцам, знакомят с обрядами и традициями. А дети, в свою очередь, разнообразят досуг пенсионеров , помогают внести радость в их нелегкую жизнь
Также в нашем саду проводятся тематические недели, посвященные знакомству с культурой и традициями людей различных национальностей, населяющих Россию.
 «Неделя дружбы» под девизом : «Все люди достойны уважения!»

В рамках тематической  недели с детьми проводятся:
Беседы об истории праздника: «День народного единства».
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи и традиции других народов».
Открытые просмотры организованной деятельности «Дружат люди всей Земли!»
Проведение подвижных национальных игр.
Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
Совместное проведение праздников и развлечений

«Уроки доброты» проводятся во всех группах ДОУ. На них воспитатели размышляют с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Эти занятия показывают каждому ребенку, как важны в жизни  человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.В младших и средних группах дети узнают, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Плохо поступают те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на страдания и голод. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать: подкармливать их, подыскать им хозяев.
 В старших дошкольных группах проводятся коммуникативные игры и беседы по формированию  эмпатии к окружающим людям. Детям рассказывается о дружбе, доброте, о хороших и плохих поступках, учатся находить общее и различие в людях, анализировать свои поступки. Они учатся находить и использовать в общении приемлемые формы поведения, находить безопасный выход в конфликтных ситуациях, учатся  радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. 


В результате  наши воспитанники  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
 Дети могут :
понимать друг друга, 
осознавать собственную ценность и ценность других людей; 
проявлять эмпатию и толерантность; 
осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; 
выражать свои чувства и понимать чувства другого; 
находить конструктивное решение конфликта.
    Так происходит воспитание социокультурных толерантных установок.
    Таким образом, воспитание социокультурной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции человека.

Приложение (презентация ДОУ)
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  от 01. 01 .2014 г.
Журнал Справочник старшего воспитателя № 11/2012 г.стр 6
Журнал Дошкольное воспитание № 2 /2012 г. стр.31
http://nsportal.ru
http://dohcolonoc.ru
http://www.moi-detsad.ru
http://ped-kopilka.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий