«Единство помогает людям сохранять мир»
Согласно новой концепции Федерального государственного образовательно-го стандарта одной из образовательных задач является:
⦁ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Другими словами, мы, педагоги ДОУ, должны в первую очередь воспитывать в детях социокультурную толерантность.
Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому для формирования этих качеств мы поставили следующие задачи:
⦁ Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
⦁ Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
⦁ Воспитать у детей уважительное отношение к людям пожилого возраста, к одиноким и инвалидам, к людям других национальностей.
Что же такое социокультурная толерантность?
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Главными системообразующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются:
⦁ целевые установки;
⦁ ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
⦁ макро- и микросоциум;
⦁ знания о самом себе в различных ролях и статусах;
⦁ социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
⦁ жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
⦁ нравственно-эстетические идеалы;
⦁ социокультурные оценки, установки, отношения;
⦁ исторический опыт народа;
⦁ родной язык.
Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.
Основные условия воспитания социокультурной толерантности следующие:
⦁ овладение детьми культурой своих предков;
⦁ формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
⦁ воспитания положительного отношения к культурным различиям;
⦁ развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
⦁ воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы во время организованной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек и музеев города.
Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится если:
• воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей старшего
дошкольного возраста в этом направлении,
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшего дошкольника;
• использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
-произведения искусства и др.
Формы воспитания толерантности:
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, такие как:
⦁ проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) проведение русских народных праздников, например таких как
“Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
3) русские народные подвижные игры и игры других народов;
4) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов
толерантного взаимодействия;
5) изучение народных праздников людей других национальностей;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай, что я загадал?», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплимент»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Мое имя», «Автопортрет», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Подарок для друга»
- регулирование своего поведения: «Терпеливый человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Добрые дела», «Уроки добра»
2. Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций , направленных на применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок другу»;
- воспитание уважения к людям с различными особенностями здоровья, национальностей и рас: «Слепой и поводырь», «Спина к спине», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветик-семицветик», «Для меня Россия начинается здесь», «Удиви меня!»
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями:
⦁ круглый стол;
⦁ семейные тренинги ;
⦁ тематические недели в ДОУ;
⦁ консультации;
⦁ «Школа заботливых родителей»;
⦁ анкетирование
⦁ совместные праздники
⦁ конкурс «Моя родословная»
⦁ конкурсы совместных рисунков
⦁ выставки
⦁ целевые экскурсии совместно с детьми по микрорайону.
Нами разработан социальный проект «Откроем сердце доброте» по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантности по отношению к одиноким и пожилым людям.
Современные же дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
Основная идея проекта - мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
⦁ Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные и среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
⦁ Ознакомление детей с условиями проживания инвалидов и пожилых людей в доме инвалидов микрорайона Оргтруд города Владимира
⦁ Развитие коммуникативных способностей детей, родителей, сотрудников дошкольных образовательного учреждения № 5 в общении с пожилыми и одинокими людьми.
⦁ Воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на высокие духовные ценности, воспитание сочувствия, сопереживания к пожилым и одиноким людям, доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желание помогать и делать добрые дела у всех участников воспитательного процесса.
Данный проект направлен на воспитание у детей дошкольного образовательного учреждения чувства милосердия к взрослым, пожилым и одиноким людям с ограниченными возможностями посредством проведения для них творческих мероприятий и оказания коммуникативной, эмоциональной, деятельной поддержки. Необходимо, чтобы современные дети умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.
В микрорайоне Оргтруд находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором проживает сто пожилых одиноких людей. Дети дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть вовлечены в работу с такой категорией людей, только тогда мы добьемся того, что все будут ценить и уважать друг друга, бескорыстно заботиться о близких и далеких, научатся сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. Общение с пожилыми людьми дает детям возможность получить опыт общения с данной категорией людей, а для пожилых людей возможность отстраниться от личных проблем, желание жить, получить эмоциональную поддержку. Мы дадим возможность пожилым и одиноким чувствовать себя живыми людьми, нужными, полезными и передающими свой опыт. А детям – возможность проявить любовь и милосердие к пожилым людям.
Приоритетным направлением нашей работы является вовлечение детей ДОУ и пожилых и одиноких людей , а также инвалидов в интересную и насыщенную жизнь, расширение их кругозора, общения. В рамках проекта мы стараемся изменить представления детей о пожилых людях, как о больных, беспомощных, ненужных. А пожилых людей привлечь к активному участию в воспитании подрастающего поколения с целью использования их богатого жизненного опыта, творческих способностей для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей. Пожилые люди дома-инвалидов учат детей народным песням, танцам, знакомят с обрядами и традициями. А дети, в свою очередь, разнообразят досуг пенсионеров , помогают внести радость в их нелегкую жизнь
Также в нашем саду проводятся тематические недели, посвященные знакомству с культурой и традициями людей различных национальностей, населяющих Россию.
«Неделя дружбы» под девизом : «Все люди достойны уважения!»
В рамках тематической недели с детьми проводятся:
⦁ Беседы об истории праздника: «День народного единства».
⦁ Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи и традиции других народов».
⦁ Открытые просмотры организованной деятельности «Дружат люди всей Земли!»
⦁ Проведение подвижных национальных игр.
⦁ Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
⦁ Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
⦁ Совместное проведение праздников и развлечений
«Уроки доброты» проводятся во всех группах ДОУ. На них воспитатели размышляют с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Эти занятия показывают каждому ребенку, как важны в жизни человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.В младших и средних группах дети узнают, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Плохо поступают те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на страдания и голод. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать: подкармливать их, подыскать им хозяев.
В старших дошкольных группах проводятся коммуникативные игры и беседы по формированию эмпатии к окружающим людям. Детям рассказывается о дружбе, доброте, о хороших и плохих поступках, учатся находить общее и различие в людях, анализировать свои поступки. Они учатся находить и использовать в общении приемлемые формы поведения, находить безопасный выход в конфликтных ситуациях, учатся радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
В результате наши воспитанники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Дети могут :
⦁ понимать друг друга,
⦁ осознавать собственную ценность и ценность других людей;
⦁ проявлять эмпатию и толерантность;
⦁ осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
⦁ выражать свои чувства и понимать чувства другого;
⦁ находить конструктивное решение конфликта.
Так происходит воспитание социокультурных толерантных установок.
Таким образом, воспитание социокультурной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции человека.
Приложение (презентация ДОУ)
Список использованных источников:
⦁ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01. 01 .2014 г.
⦁ Журнал Справочник старшего воспитателя № 11/2012 г.стр 6
⦁ Журнал Дошкольное воспитание № 2 /2012 г. стр.31
http://nsportal.ru
⦁ http://dohcolonoc.ru
⦁ http://www.moi-detsad.ru
⦁ http://ped-kopilka.ru
Согласно новой концепции Федерального государственного образовательно-го стандарта одной из образовательных задач является:
⦁ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Другими словами, мы, педагоги ДОУ, должны в первую очередь воспитывать в детях социокультурную толерантность.
Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому для формирования этих качеств мы поставили следующие задачи:
⦁ Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
⦁ Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
⦁ Воспитать у детей уважительное отношение к людям пожилого возраста, к одиноким и инвалидам, к людям других национальностей.
Что же такое социокультурная толерантность?
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Главными системообразующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются:
⦁ целевые установки;
⦁ ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
⦁ макро- и микросоциум;
⦁ знания о самом себе в различных ролях и статусах;
⦁ социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
⦁ жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
⦁ нравственно-эстетические идеалы;
⦁ социокультурные оценки, установки, отношения;
⦁ исторический опыт народа;
⦁ родной язык.
Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.
Основные условия воспитания социокультурной толерантности следующие:
⦁ овладение детьми культурой своих предков;
⦁ формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
⦁ воспитания положительного отношения к культурным различиям;
⦁ развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
⦁ воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы во время организованной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек и музеев города.
Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится если:
• воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей старшего
дошкольного возраста в этом направлении,
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшего дошкольника;
• использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
-произведения искусства и др.
Формы воспитания толерантности:
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, такие как:
⦁ проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) проведение русских народных праздников, например таких как
“Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
3) русские народные подвижные игры и игры других народов;
4) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов
толерантного взаимодействия;
5) изучение народных праздников людей других национальностей;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай, что я загадал?», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплимент»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Мое имя», «Автопортрет», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Подарок для друга»
- регулирование своего поведения: «Терпеливый человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Добрые дела», «Уроки добра»
2. Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций , направленных на применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок другу»;
- воспитание уважения к людям с различными особенностями здоровья, национальностей и рас: «Слепой и поводырь», «Спина к спине», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветик-семицветик», «Для меня Россия начинается здесь», «Удиви меня!»
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями:
⦁ круглый стол;
⦁ семейные тренинги ;
⦁ тематические недели в ДОУ;
⦁ консультации;
⦁ «Школа заботливых родителей»;
⦁ анкетирование
⦁ совместные праздники
⦁ конкурс «Моя родословная»
⦁ конкурсы совместных рисунков
⦁ выставки
⦁ целевые экскурсии совместно с детьми по микрорайону.
Нами разработан социальный проект «Откроем сердце доброте» по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантности по отношению к одиноким и пожилым людям.
Современные же дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
Основная идея проекта - мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
⦁ Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные и среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
⦁ Ознакомление детей с условиями проживания инвалидов и пожилых людей в доме инвалидов микрорайона Оргтруд города Владимира
⦁ Развитие коммуникативных способностей детей, родителей, сотрудников дошкольных образовательного учреждения № 5 в общении с пожилыми и одинокими людьми.
⦁ Воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на высокие духовные ценности, воспитание сочувствия, сопереживания к пожилым и одиноким людям, доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желание помогать и делать добрые дела у всех участников воспитательного процесса.
Данный проект направлен на воспитание у детей дошкольного образовательного учреждения чувства милосердия к взрослым, пожилым и одиноким людям с ограниченными возможностями посредством проведения для них творческих мероприятий и оказания коммуникативной, эмоциональной, деятельной поддержки. Необходимо, чтобы современные дети умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.
В микрорайоне Оргтруд находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором проживает сто пожилых одиноких людей. Дети дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть вовлечены в работу с такой категорией людей, только тогда мы добьемся того, что все будут ценить и уважать друг друга, бескорыстно заботиться о близких и далеких, научатся сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. Общение с пожилыми людьми дает детям возможность получить опыт общения с данной категорией людей, а для пожилых людей возможность отстраниться от личных проблем, желание жить, получить эмоциональную поддержку. Мы дадим возможность пожилым и одиноким чувствовать себя живыми людьми, нужными, полезными и передающими свой опыт. А детям – возможность проявить любовь и милосердие к пожилым людям.
Приоритетным направлением нашей работы является вовлечение детей ДОУ и пожилых и одиноких людей , а также инвалидов в интересную и насыщенную жизнь, расширение их кругозора, общения. В рамках проекта мы стараемся изменить представления детей о пожилых людях, как о больных, беспомощных, ненужных. А пожилых людей привлечь к активному участию в воспитании подрастающего поколения с целью использования их богатого жизненного опыта, творческих способностей для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей. Пожилые люди дома-инвалидов учат детей народным песням, танцам, знакомят с обрядами и традициями. А дети, в свою очередь, разнообразят досуг пенсионеров , помогают внести радость в их нелегкую жизнь
Также в нашем саду проводятся тематические недели, посвященные знакомству с культурой и традициями людей различных национальностей, населяющих Россию.
«Неделя дружбы» под девизом : «Все люди достойны уважения!»
В рамках тематической недели с детьми проводятся:
⦁ Беседы об истории праздника: «День народного единства».
⦁ Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи и традиции других народов».
⦁ Открытые просмотры организованной деятельности «Дружат люди всей Земли!»
⦁ Проведение подвижных национальных игр.
⦁ Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
⦁ Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
⦁ Совместное проведение праздников и развлечений
«Уроки доброты» проводятся во всех группах ДОУ. На них воспитатели размышляют с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Эти занятия показывают каждому ребенку, как важны в жизни человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.В младших и средних группах дети узнают, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Плохо поступают те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на страдания и голод. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать: подкармливать их, подыскать им хозяев.
В старших дошкольных группах проводятся коммуникативные игры и беседы по формированию эмпатии к окружающим людям. Детям рассказывается о дружбе, доброте, о хороших и плохих поступках, учатся находить общее и различие в людях, анализировать свои поступки. Они учатся находить и использовать в общении приемлемые формы поведения, находить безопасный выход в конфликтных ситуациях, учатся радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
В результате наши воспитанники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Дети могут :
⦁ понимать друг друга,
⦁ осознавать собственную ценность и ценность других людей;
⦁ проявлять эмпатию и толерантность;
⦁ осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
⦁ выражать свои чувства и понимать чувства другого;
⦁ находить конструктивное решение конфликта.
Так происходит воспитание социокультурных толерантных установок.
Таким образом, воспитание социокультурной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции человека.
Приложение (презентация ДОУ)
Список использованных источников:
⦁ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01. 01 .2014 г.
⦁ Журнал Справочник старшего воспитателя № 11/2012 г.стр 6
⦁ Журнал Дошкольное воспитание № 2 /2012 г. стр.31
http://nsportal.ru
⦁ http://dohcolonoc.ru
⦁ http://www.moi-detsad.ru
⦁ http://ped-kopilka.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий