Практикум для воспитателей "Трудный родитель"


МБДОУ детский сад № 5 г. Владимир мкр.Оргтруд



  

Семинар для воспитателей


                      САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ,

 

                     САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ.  



Цель:  развитие навыков гибкого  доброжелательного отношения в
          общении с родителями.

1.Психологическое вхождение.
Упражнение «Снежный ком»
Ведущий называет какое-либо слово-образ (родитель), участники добавляют по цепочке к этому слову еще одно, характеризующее какой-либо видимый признак. Например: конфликтный, терпеливый и….

2.Диагностика «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
 ( на основе методики оценки уровня общительности по В.Ф.Ряховскому)
Инструкция:
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы , что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственное, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а  не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «Да»-2 очка,»Иногда2-1 очко, «Нет»-0 очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, т.к. страдаете от этого больше вы сами. Но и окружающим вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные , придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее. Контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты , неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти « общий язык».Вы охотно выслушиваете родителей ,достаточно терпеливы в общении сними, умеете отстоять свою точку зрения , не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас  неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать  контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают своих детей, в любой ситуации дать совет. Вы вспыльчивы, но отходчивы .Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать другом каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к  вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
0-3 очка.  Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, не смотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходить? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

3.Основная часть.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками ( нарисовать, например).Затем создать  потрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Обсуждение:
1.     Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2.     Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3.     Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с родителями. Которые Вам неприятны?
4.     Напишите положительные и отрицательные качества родителей.
Упражнение «Список претензий к родителям»
В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими ,какие они есть.
Инструкция:
Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое. Не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нам отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «неудовольствие» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу  напротив фамилии родителя.
На работу отводится 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии  могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает, чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 405 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.
Обсуждение
1.     Что Вы испытывал, выполняя упражнение?
2.     По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
3.     Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие»
Процедура выполнения.
«Спокойствие, только спокойствие!»- эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении. Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», « терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.
Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:
·         Принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
·         Вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
·         Скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
·         Найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями  другого человека;
·         Попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
·         Попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
·         Попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
·         Если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которыми вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.
·         Затем педагоги определяют, что такое  терпимость в другому человеку. Как правило, люди не терпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:
·         Нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт у родителя;
·         Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают,  на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
·         На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
·         Попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Обсуждение:
1.      Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?
2.      Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?
4.Релаксация.
«Игра с песком»( на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).повторить игру с песком 2-3 раза..
5.Рефлексия.
Последней процедурой является обратная связь. Оцените  в баллах занятие по 10 бальной шкале.
  1. Как Вы оцениваете свое участие в семинаре  ?
  2. Как вы оцениваете деятельность ведущего?
  3. Как вы оцениваете содержание занятия?
  4. Как вы оцениваете психологический климат в группе?
Литература:
А.В.Ненашева ,Г.Н.Осинина и др. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары.Рекомендации.Тренинги. Волгоград.Учитель .2011.



Комментариев нет:

Отправить комментарий