МБДОУ детский сад № 5 г .
Владимир мкр.Оргтруд
Семинар для воспитателей
САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ,
САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ.
Цель: развитие навыков гибкого доброжелательного отношения в
общении с родителями.
1.Психологическое вхождение.
Упражнение «Снежный ком»
Ведущий называет какое-либо
слово-образ (родитель), участники добавляют по цепочке к этому слову еще одно,
характеризующее какой-либо видимый признак. Например: конфликтный, терпеливый
и….
2.Диагностика «Оценка уровня
коммуникабельности педагога с родителями»
( на основе методики оценки
уровня общительности по В.Ф.Ряховскому)
Инструкция:
Вашему вниманию предлагаются
несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы , что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
- Постесняетесь ли вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственное, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «Да»-2 очка,»Иногда2-1
очко, «Нет»-0 очков.
Полученные
очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно
вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это
Ваша беда, т.к. страдаете от этого больше вы сами. Но и окружающим вас людям
нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий.
Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они
формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.
Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные , придирчивые
люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к
Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому,
что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее.
Контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты
, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят
Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным
и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и
бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь
в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших
силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем
интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой
обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко
наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными»
родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации вы
выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают
Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти
недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что
с любым родителем всегда можно найти « общий язык».Вы охотно выслушиваете
родителей ,достаточно терпеливы в общении сними, умеете отстоять свою точку
зрения , не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное
общение с родителями не вызывает у Вас
неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета,
поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности,
стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете
весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но
часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре
внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их
выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они
воспитывают своих детей, в любой ситуации дать совет. Вы вспыльчивы, но отходчивы
.Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании,
однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы
чрезмерно общительны. Стремитесь стать другом каждому родителю, быть в курсе
всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда
охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до
конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его
высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к вам с опаской и сомнениями. Вам следует
задуматься над этими фактами.
0-3 очка. Ваша общительность носит болезненный
характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны.
Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том
числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны.
Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему вы стремитесь вынести
на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим
сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, не смотря на все Ваши усилия
наладить общение с родителями, из этого ничего не выходить? Воспитывайте в себе
терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
3.Основная
часть.
Упражнение
«Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный
портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства.
Портрет может быть выполнен разными техниками ( нарисовать, например).Затем
создать потрет того родителя, общение с
которым всегда вызывает положительные эмоции.
Обсуждение:
1. Какие
эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя с которым Вам неприятно
вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в
практике такие родители?
2. Что
Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие
родители?
3. Как
вы считаете, нужно ли искать пути контактов с родителями. Которые Вам
неприятны?
4. Напишите
положительные и отрицательные качества родителей.
Упражнение
«Список претензий к родителям»
В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с
родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем
более постоянно быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших
воспитанников быть такими ,какие они есть.
Инструкция:
Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с
родителями детей. В жизни бывает всякое. Не всегда мы довольны друг другом,
иногда даже самые близкие люди вызывают у нам отрицательные эмоции, временами
нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше
«неудовольствие» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий,
которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в
таблицу напротив фамилии родителя.
На работу отводится 10 минут.
Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но
обязательно конкретными, а также отмечает, чтобы принять людей, нужно понять,
чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники
объединяются в микрогруппы по 405 человек и обсуждают результаты анализа между
собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого
не устраивают родители.
Обсуждение
1. Что
Вы испытывал, выполняя упражнение?
2. По
Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
3. Возможно
ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого
необходимо?
Упражнение
«Спокойствие, только спокойствие»
Процедура выполнения.
«Спокойствие,
только спокойствие!»- эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение
являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.
Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких
понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», « терпимость». Их просят
привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы
терпение и терпимость.
Воспитателям
необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения,
воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например,
что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен
проанализировать по следующему алгоритму:
·
Принять чужое мнение как свое собственное,
попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
·
Вычленить положительные моменты чужого мнения,
осознать несоответствие их собственным взглядам;
·
Скорректировать свое мнение, утверждая его
сильные стороны;
·
Найти общее в своем и чужом мнении, признать
невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
·
Попытаться все высказать оппоненту, сделав
акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
·
Попросить оппонента более весомыми доводами
переубедить вас;
·
Попробовать, используя доказательства и факты,
переубедить оппонента;
·
Если ни то, ни другое не удается, признать право
на существование некоторых положений чужого мнения, с которыми вы не смогли
согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.
·
Затем педагоги определяют, что такое терпимость в другому человеку. Как правило,
люди не терпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по
отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким
родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех
родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому,
используя следующий алгоритм:
·
Нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять
раздражение за счет осознания положительных качеств и черт у родителя;
·
Реагировать не на сами действия и поступки, которые
раздражают, на мотивы, побуждающие
родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
·
На этой основе нужно принять родителя таким, каковым
он является;
·
Попытаться изменить отношение к нему или
попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Обсуждение:
1.
Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?
2.
Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить
другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с
Вашими?
4.Релаксация.
«Игра
с песком»( на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки
воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках.
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук,
расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать
тяжелыми руками).повторить игру с песком 2-3 раза..
5.Рефлексия.
Последней процедурой является обратная связь. Оцените в баллах занятие по 10 бальной шкале.
- Как Вы оцениваете свое участие в семинаре ?
- Как вы оцениваете деятельность ведущего?
- Как вы оцениваете содержание занятия?
- Как вы оцениваете психологический климат в группе?
Литература:
А.В.Ненашева ,Г.Н.Осинина и др. Коммуникативная
компетентность педагога ДОУ. Семинары.Рекомендации.Тренинги. Волгоград.Учитель
.2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий