Здоровье сберегающие технологии


Тема
Здоровьесберегающие технологии: приемы и формы работы.

Название приема
Релаксация

Краткое описание
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которые накапливаясь, ведет к напряжению мышц. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить управлять его своим поведением, слышать свое тело, ощущать свои эмоции. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма в стихотворной форме под музыкальное сопровождение, которое способствует поэтапной выработке у детей умений расслабляться , снимать психомышечное напряжение. Данные упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях, тренингах при коррекции поведения ,  эмоционально-личностной сферы. активизации познавательных процессов.
Методика проведения
Прием «релаксация» можно использовать как часть занятия и как  самостоятельную тренинговую систему. Нужно постараться помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации.
Различают следующие виды релаксации:

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
«Задуй свечу»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем ,вытянув губы трубочкой. Медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У»

Упражнение расслабление мышц лица:
«Озорные щечки»
Набрать воздух. Сильно надувая щеки, задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух. Как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение на расслабление мышц шеи.
«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево. Затем вправо, вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –расслабление приятно!

Упражнение на расслабление мышц рук:
«Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку у кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «Лимон» и расслабить руку:
Я возьму в руку лимон,
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке , сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Упражнения на расслабления мышц ног.
«Слон»
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и « с грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»

Упражнения на расслаблении всего организма

«Сон бабочки»
Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие, воздушные. Закрываем глазки. Тело стало легким и воздушным. Бабочка вспорхнула и полетела. Движения ее крыльев плавные и красивые. Она летит на красивую полянку. Всюду цветы: белые, желтые,  розовые, с голубыми стебельками. Вдох-выдох. Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах меда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. Вдох-выдох ( 3 раза). Рядом много красивых цветов. А на них много разноцветных бабочек - это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. Вдох-выдох.( 3 раза ) А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмем с собой радость, чистоту и доброту, которые окружали нас.
Результативность

У детей снижается уровень личностной тревожности, уменьшается уровень психоэмоционального напряжения. Дети научаются полному сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключения от неприятных мыслей.
Дети научаются нормализовать дыхание при напряжении, управлять своим телом, состоянием.
Источник информации

Захарова Р.А.,Чупаха И.В. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе».Москва.Илекс.2003 г.
Иванова Н.Ф.Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград. Учитель.2009


Занятие в старшей группе по коррекции поведения.
ТЕМА: ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ.
 Цель: коррекция агрессивных проявлений, снятие психоэмоционального напряжения.
 Задачи:
1.Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло»,показать разницу между добрыми и злыми поступками.
2.Учить различать добрые и недобрые дела окружающих.
3.Учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
4.Снятие психоэмоционального напряжения.
Обеспечение: колокольчик, сказка Альфреда Кеннера «Три медвежонка»,альбом, цветные карандаши, кассета со спокойной музыкой(Чайковский «Времена года»), запись «Звуки природы»
                                             ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в группу. Психолог встречает их с колокольчиком в руках и тихо начинает говорить:
Присказка «Дом с колокольчиком»(ритуальное начало).
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь.
То поверь, что в доме проснется старушка
Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи ,не стесняйся ,дружок.»
На стол самовар поставит,в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать до темна
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,а выйдет Баба-Яга,
И не слышать тебе сказки и не видать пирога.
1.Беседа о добром и злом поведении.
-Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение?
-Почему ,если мы грубо, плохо обращаемся с другими, то к нам также начинают плохо обращаться?
-Какое отношение вы хотели бы иметь к себе: доброе или злое, почему?
Психолог:
В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются  «вредные драконы»:обида, злость, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в своих цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим.
Как вы думаете, ребята?
-Какие поступки можно назвать добрыми или злыми? Приведите примеры.
-Какие слова говорят добрые люди? Как они себя ведут?
-Какие слова говорят злые люди? Как они себя ведут?
-Определите какие добрые или злые поступки совершили медвежата из сказки?
2.Чтение сказки Альфреда Кеннера «Три медвежонка»
«В одном зоопарке жили три медвежонка. Они часто рассматривали посетителей и осуждали их. Подошли две девушки и начали хихикать.
-Ужасно, посмотри на них. Они даже не умеют рычать- сказал один медвежонок.
В это время на лужайке играл малыш. Он подполз к цветку, чтобы сорвать его.
-Смотрите, совсем маленький, а  уже умеет ходить на четвереньках!
В это время дверь скрипнула, и в вольер вошел смотритель за животными. Ему понадобились майские жуки для кур. Он стал трясти молодой каштан, но деревце даже не пошевелилось.
-Поможем!- сказал первый медвежонок и направился к каштану. Он потряс деревце и нагнул его к себе. Притопал второй медвежонок и изо всех сил начал тянуть. Приковылял на помощь и третий медвежонок. Деревце клонилось все ниже и ниже ,и майские жуки посыпались на землю. Медвежата поднатужились и с корнем выдернули каштан из земли.
-Что вы наделали?- закричал смотритель.- Вырвали дерево с корнем!
Он собрал жуков, принес лопату ,быстро поставил каштан на место и засыпал землей.
Медвежата только по бокам себя похлопали.
Смотритель влез на дерево. Он собирался спилить сук, низко склонившийся к земле.
-Поможем!- опять крикнул первый медвежонок. Он взобрался на дерево и уселся на ветке. Но ветка даже не пошевелилась. Подошел второй медвежонок, залез на ветку и сел рядом. Ветка закачалась. К двум медвежатам присоединился третий. Ветка опасно затрещала ,но не обломилась.
-Вам помочь?- спросил комар.
-Не смеши!- крикнули ему три медвежонка и качнули ветку.
Комар сел на самый конец ветки, раздался треск ,и три медвежонка плюхнулись в траву.
-Я - самый сильный! -пропищал комар.- Я один справился с веткой.
-Неправда!- проворчали медвежата, почесывая за ушами.
Вдруг медвежата услышали слабый писк. Из своего гнезда выпал маленький воробышек и беспомощно копошился на земле. Вокруг птенца летали обеспокоенные папа и мама.
-Помогите,- кричала мама-воробьиха.
-Поможем,- сказал первый медвежонок.
Тихо, тихо, чтобы не испугать воробьев, он подошел к птенцу и осторожно поднял его. Медвежонок хотел посадить воробышка на место, но не дотянулся до гнезда. 
-Хорошо, что нас так много,- сказали довольные медвежата и улеглись в траву немножечко вздремнуть. А воробьи чирикали от радости так громко, что слышно было за девяносто девятью деревьями зоопарка.
Психолог:
-Ребята, вам понравилась сказка?
-Какие плохие поступки совершили медвежата? Почему их поступки не понравились смотрителю зоопарка?
-Как медвежата исправились? Какой хороший поступок они совершили?
-Что помогло совершить им хороший поступок?(дружба).
-Как вы понимаете пословицу: «Худо тому, кто добра не желает никому».
Физкультминутка:
Цель:  расслабление мышц шеи.

«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево. Затем вправо, вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –расслабление приятно!

3.Тренинг эмоций.
Покажите, как себя ведут:
- злые медвежата
-веселые медвежата
-добрые медвежата.
-Каким лучше быть: добрым или злым?
4.Подвижная игра «Дракон, кусающий себя за хвост».
Дети стоят друг за другом, держась за талию. Первый ребенок-это голова дракона, последний -кончик хвоста. Первый пытается схватить себя за хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
5.Сказка наоборот.
Давайте мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго!
Змей Горыныч бывает добрый когда:
-может лечить, т.к. знает целебные травы(змеиный корень, змеиные головки),а также владеет живой водой.
-может учить, т.к. ведает все тайное(из сказок помогает героям).
-может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами.
6.Рисование «Добрый Змей Горыныч».
7.Реласация (расслабление всего организма) «Сон бабочки»
Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие .воздушные. Закрываем глазки. Тело стало легким и воздушным. Бабочка вспорхнула и полетела. Движения ее крыльев плавные и красивые. Она летит на красивую полянку. Всюду цветы: белые, желтые,  розовые, с голубыми стебельками. Вдох-выдох. Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах меда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. Вдох-выдох ( 3 раза). Рядом много красивых цветов. А на них много разноцветных бабочек - это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. Вдох-выдох.( 3 раза ) А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмем с собой радость, чистоту и доброту, которые окружали нас.


Комментариев нет:

Отправить комментарий